Василий Петрович Тугаринов - ценитель жизни и культуры



Журнал Санкт-Петербургский университет, 1999, N.2

Текст взят с сайта: http://www.spbumag.nw.ru/99/02/8.html

На философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета 12 января состоялась научная сессия философской общественности Санкт-Петербурга, посвященная 100-летию со дня рождения профессора Василия Петровича Тугаринова. Собрались, действительно, будто бы на день рождения: ученики вспоминали лекции В.П.Тугаринова, друзья оценивали развешенные по стенам пейзажи талантливого философа, дочь ученого Наталья Васильевна Тугаринова кивала в ответ на рассказы его коллег о кафедральных посиделках.

- Вы можете заметить по его картинам, - говорит Н.Тугаринова, - он очень талантливый человек. Он был замечательным отцом и мужем. Уж двадцать лет, как его нет с нами, но дети и внуки до такой степени его любят, что он нас греет до сих пор. Его два самых лучших качества - мудрость и бесконечная доброта. Я считаю, это главное, что должно быть в человеке и в мужчине. Я его обожала всю жизнь и до сих пор отношусь к нему, как к живому. Может быть, у него и какие-нибудь чудачества были, но для меня все мило в нем. И вы видите, с каким уважением к нему относятся все, кто собрался здесь - его ученики и коллеги.

Василий Петрович Тугаринов 27 лет своей жизни отдал строительству философского факультета Ленинградского университета. С 1951 по 1960 г. он был его деканом, а с 1960 г. в течение ряда лет заведовал кафедрами диалектического и исторического материализма естественных и гуманитарных факультетов.

- Василий Петрович развивал материалистическую философию в истинно философском ключе, не ограничиваясь рамками марксистской идеологии того времени, - говорит Н.В.Тугаринова. - Отец Василия Петровича был священником, причем очень образованным. Мой отец тоже заканчивал духовную семинарию, знал несколько иностранных языков. Статью о парапсихологии он написал в 1965 году, а опубликовал в 1967-м когда еще и слова молвить нельзя было. И я помню, что он ничего не боялся. Он так разговаривал со всеми обкомовскими и райкомовскими работниками по телефону, что мурашки бежали по коже.

- Тугаринов - первый методолог и систематизатор марксистской диалектики и исторического материализма, - говорит доктор наук, профессор кафедры философии Гуманитарного университета профсоюзов, член Академии гуманитарных наук В.Г.Иванов. - Я хорошо знаю его работу "О ценностях жизни и культуры". Представьте себе: в 70-м году у Тугаринова вышла книга, посвященная теории ценностей. Таких вопросов и таких проблем в традиционной марксистской философии не было. В 60-м году впервые в вузах было введено факультативное преподавание марксистско-ленинской этики. В 1922 году дискуссия на тему марксизм и этика была завершена принятием резолюции, где утверждалось, что в марксизме никакой этики нет и быть не может, потому что этика - буржуазная наука. И до 60-го года даже словом "этика" пользовались только в одном ключе - партийная этика, имея в виду моральный облик коммуниста. Ни книг на эту тему не писалось, ни, тем более, никакого преподавания в вузах не было. В 60-м году ввели преподавание марксистско-ленинской этики. Вскоре после этого был принят "Моральный кодекс строителя коммунизма", и, собственно, мы и должны были выступать его пропагандистами. Но как только началось преподавание, оказалось, что поставленная перед нами задача - слишком узкая. В университете в 60-м году была организована кафедра этики и эстетики, и мы очень скоро стали преподавать историю этических учений, начиная с Аристотеля, как и положено. С тех пор этика и эстетика стали развиваться нормально. Эстетику, правда, никогда не запрещали, но она больше числилась по художественным вузам, а с 60-го года ее стали преподавать как общефилософскую дисциплину. И вот Василий Петрович в 60-м году написал книгу "О ценностях жизни и культуры", где к культурным ценностям отнес моральные и эстетические категории. Поэтому первое обсуждение этой книги состоялось на нашей кафедре. Потом всей кафедрой вместе с Василием Петровичем мы поехали в Тбилиси на первый симпозиум по ценностям, во главу угла которого было положено обсуждение книги Василия Петровича. Потому-то я с полным основанием и говорю, что именно с Тугаринова в нашей стране началась разработка теории ценностей в рамках марксистской философии, а потом и за пределами этих рамок. В 1994 году вышел сборник философских трудов по этой же теме, где московские, польские, венгерские, болгарские и немецкие ученые развивают то, что в 60-е годы было начато Тугариновым. Так что идеи Василия Петровича - не с этим, умершим и отжившим, что было в марксизме, а с тем, что было живое и что продолжает развиваться. Марксизм, который у нас официально преподавался, - это был не марксизм. Маркс-то с Энгельсом как раз были гуманистами, но приспособленный к нуждам сперва большевистской, а потом коммунистической партии, марксизм оказался огрублен. Отрублено все, что было в нем живого и интересного, и оставлена только омертвевшая догма. Марксизм - это исторически возникшая определенная философская школа, имеющая такое же право на существование, как и любая другая школа.

- Действительно, если суммировать вклад Тугаринова в философию, - говорит декан философского факультета Санкт-Петербургского университета профессор Ю.Н.Солонин, - у всех на памяти инициатива Тугаринова в области развития теории ценностей. Кроме того, Василий Петрович Тугаринов был инициатором развития онтологического направления в философии. Онтология - это самое абстрактное учение о бытии, которое является фундаментом всех остальных философских построений. Тугаринов и его соратники утверждали, что онтология по сравнению с гносеологией, наукой о знании, первична, потому что сперва нужно иметь общее представление о том, что существует, а потом что-то знать. Так развилось философское течение о сущем бытии. Кроме того, в начале 60-х годов развились активные дебаты о природе прекрасного. Мы знаем, что в русской редакции марксизма существует утилитарное представление о прекрасном. Тугаринов был одним из тех, кто пришел к выводу о том, что прекрасное само по себе совершенно и самодостаточно и не требует никакой социальной поддержки. Наконец, учение Тугаринова о личности. Этот вопрос прежде автоматически решался в рамках философии марксизма. Тем более подозрительно относились к проблеме индивида. Предпочтение отдавалось идеям солидарности, интернационализма, социальным общностям, социальным объединениям. Личности отдавали необходимые реверансы, утверждали, что "человек" - это звучит гордо, но серьезной философской проработки, тем более развития проблемы личности как отдельной самостоятельной дисциплины не было. И вот Тугаринов одним из первых подчеркнул значение личности. Наконец, огромен вклад Тугаринова в философию сознания. Что есть сознание как таковое? Каков его статус? Какие формы может принимать сознание? - на эти вопросы пытался ответить Тугаринов. Таким образом, если суммировать все сказанное, - с Тугариновым были связаны поиски особой модели антропологического подхода в области философии. Оглядываясь на прошлое философского факультета нашего университета и вообще петербургского философского ареала, мы видим, что этот мир был наполнен интересными людьми, сумевшими действовать в той обстановке творчески. Поэтому нам не стоит осуждать прошлое: в нем есть благородные страницы. Тугаринов, безусловно, был человеком марксистских позиций, но тугаринский марксизм имеет право на существование и на наличие своих сторонников. Так что сегодняшняя научная сессия, с одной стороны, является выражением нашего уважения к создателю ряда философских школ в Петербурге и в России вообще, и с другой стороны, имеет целью продолжить развитие идей Тугаринова.

Автор статьи Елизавета Агамалян
Хостинг от uCoz