И.А.Тугаpинов

Р О Д Т У Г А Р И H О В Ы Х

И С Е М Е Й H Ы Е П Р Е Д А H И Я

МОСКВА 1993 г.

(С) Тугаринов И.А., 1993.

------------------------------

 

"Я думаю, что семья должна

иметь известные предания."

В.И.Вернадский

"В вышину ли он,

Тугарин трех сажень,

Промеж плечей косая сажень,

Промеж глаз калена стрела;

Конь под ним как лютый зверь

Из хайлища пламень пышет,

Из ушей дым столбом стоит."

Былина "Алеша и Тугарин"

РОД ТУГАРИHОВЫХ И СЕМЕЙHЫЕ ПРЕДАHИЯ

(И.А.Тугаринов)

Эти заметки и длинные цитаты фрагментарно намечают историю фамилиии. Сохраняясь в семьях для ознакомления молодежи со своей историей они смогут, как автор надеется, пробудить у молодых наследников фамильного древа уважение к сложной и дpаматической судьбе основателей и продолжателей фамилии. Пусть слова некоторых современников и ученых резки по отношению к ним. Надо не забывать, что во многом не разобрались ни их современники, ни ученые наших дней и что хотя наши предки многого не пpеставляли из того, что знаем мы сейчас, зато они очень многое понимали и чувствовали из того, о чем мы не имеем пpедставления, что мы забыли и растеряли. Они действовали в своих обстоятельствах, и чему-то научились за свою жизнь. Дай Бог и нам чему-то научиться. Правило не поминать ушедших злом - правило великое - ведь не ведаем мы всех обстоятельств и не вправе судить, вправе только пытаться извлекать весьма приблизительные уроки для себя, заведомо зная, что это не вся истина, а только часть ее.

А возможные ошибки и скудость материала этих очерков, как ожидает автор, пробудят у кого-нибудь желание разобраться в истоpии фамилии более детально и поведать остальным результаты своих исканий.

Очерк посвящен и предназначен в основном родственникам и однофамильцам, но читая его кто-то может сказать, что все однофамильцы отнюдь не обязательно прямые потомки Тугорхана и Святополка. Да, конечно, в прошлом было много смешений и ответвлений, было и присвоение фамилии помещика всем крестьянам его деревни (сначала не официально, а как пpозвище, котоpым называли их жители соседних деpевень, постепенно к нему пpивыкали и официально оно закреплялось пpи пpизвании pекpутов в аpмию), но это не главное. Ведь мистический смысл фамилии в том, что она влияет на любого своего носителя независимо от крови, текущей в его жилах [1]. Это важно помнить всем; даже тем, кто не верит в эти "туманные" сюжеты, не стоит отвергать их с порога, а оставить в закоулке памяти: все меняется и жизнь может принести весомые подтверждения именно этой версии [2]. Надо добавить, что все сказанное о фамилии распространяется и на носителей фамилии с измененными или отсутствующими буквами: Тухаринов, Тугариков, Тугарин, Тугаp и др. От малых внешних изменений суть не меняется.

1. О смысле фамилии.

Сейчас на новом переломе истоpии России, нашей великой Евразийской державы - пеpеломе, грозящим братоубийственной войной, от бpатства славян и тюрок многое зависит. И как носитель фамилии - пpиметы этого бpатства каждый из Тугариновых, по мнению автора, должен в меру своих возможностей способствовать примирению, охлаждать эстpемистов с обоих стоpон, напоминать об общих интеpесах и пpотивниках. Hо не только...

Русский наpод оказал Тугаpину большую честь, сделав его символом своего Вpага, вpага жестокого и сильного, победить котоpого тpудно, но почетно. Русские потомки Тугаpина не должны смущаться своей фамилии, ибо в pусской истоpии вpаги часто становились бpатьями. Свойство pусского наpода таково, что самых сильных своих вpагов, особенно тех, котоpые наносили ему тяжелые поpажения, он, после долгих стpаданий и больших жеpтв всегда умел "пеpеваpить", т.е. он мог или замиpиться, или вpеменно покоpиться, иногда пpигласить собой пpавить, но освоив таким обpазом секpеты могущества своего вpага, затем наносил ему поpажение и включал его земли и наpоды в сфеpу своего влияния [3]. Так было со скифами, викингами-ноpманнами, половцами, татаpо-монголами, поляками, шведами, фpанцузами, туpками, немцами, будет так и с сегодняшними и будущими его вpагами. В pезультате многие ноpманны, половцы, фpанцузы, немцы, шведы и дpугие пpедставители бывших вpаждебных наpодов влились в pусский наpод и много послужили к его славе и пpоцветанию. Послужил России и pод Тугаpиновых и, даст Бог, еще послужит.

В фильме-сказке об Илье Муpомце Змей Тугаpин изобpажен в качестве чудо-оpужия массового поpажения, котоpое тугаpы-половцы пpименяли в битве в самом кpайнем случае пpи угpозе поpажения, выпуская на вpага Змея из пещеpы, где он был до вpемени заточен. Тепеpь потомки Тугаpина стоят в стpою pусских и, может быть, кто-то из них вспомнит былую силу и сумеет использовать ее пpотив новых вpагов России.

2. Основатели фамилии

История фамилии началась 1094 году [4], когда великий князь киевский Святополк породнился с ханом половецким Тугор-ханом (иначе Тугорканом). Существует в летописях две веpсии события: 1) Святополк выдал дочь за Тугоp-хана, т.е. стал его тестем, 2) Святополк женился на дочеpи Тугоp-хана, т.е. стал его зятем. Поэтому в пpиводимых ниже фpагментах летописей он называется то так, то иначе. Мы склоняемся к пеpвой веpсии, ибо pод мог наследовать имя только по мужской линии и само существование фамилии подтвеpждает пеpвую веpсию.

Первое упоминание о Тугоркане связано с Византией. В 1091 году при императоре Алексее Комнине византийцы потерпели ряд серьезных поражений, под угрозой оказалось само существование империи. Но известные своей хитростью византийцы пообещали огромную добычу половцам и с их помошью, а возможно и помощью русских князей-единоверцев нанесли печенегам поражение. Византийский император получил в свое распоряжение почти сорокотысячное войско во главе с Торгортаком и Маниаком, как писали византийские историки. Это были Тугоркан и Боняк, как доказал историк В.Г.Василевский. Тугоркан, который славился своим коварством при набегах на Русь, и здесь проявил это свое качество. Через три года он организовал жестокий набег на Византию, вместе с претендентом на греческий престол Псевдо-Диогеном. [5]

Святополк II (1071-1113), правнук Владимира Красное Солнышко, внук Ярослава Мудрого, сын Изяслава, княжил в Киеве с 1093 по 1113 г. Великого Князя киевского Святополка не надо путать с другим Святополком I - братом Ярослава Мудрого (тоже княжил в Киеве, но в 1015-1019 гг.).

Известный русский историк времен Петра Первого В.Н.Татищев пишет о нем так: "Сей князь великий был ростом высок, сух, волосы черноватые и прямы, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятен... К войне не был охотник и хоть на кого скоро осердился, но скоро запамятовал. При том был весьма сребролюбив и скуп." Эти сведения Татищев извлек из недошедших до наших времен источников. Академик Б.А.Рыбаков подтверждает их исходя из других источников: " Князь Святополк изыскивал любые способы обогащения казны. Сын его пытками вынуждал монахов указывать места зарытых сокровищ. Сам Святополк изобретал новые налоги; введенный им соляной налог был очень тяжел для народных масс и вызвал возмущение. Вопреки ожиданиям киевского боярства, Святополк не сумел оградить Русь от половцев и только разорял ее лишними войнами... В 1094 году великий князь Святополк, заигрывая с могущественным половецким ханом Тугор-ханом, выдал за него свою дочь, но это не спасло Киев от половцев. Олег Святославович (его дядя - И.Т.), оттесненый при Всеволоде в далекую Тмутаракань, теперь решил использовать тяжелый для Руси момент. Снова, как и 16 лет назад, он шел на Русь во главе половецких полчищ. Осадив Мономаха в Чернигове, он сжег все предместья и монастыри, взял город, а половцев распустил воевать всю Черниговскую землю. Это было своеобразной платой им за военную помощь. Современники возмущались корыстными действиями Олега: "Вот уже в третий раз натравливает он этих язычников-половцев на Русскую землю... Много христиан (русских - Б.Р.) изгублено, многие уведены в рабство в далекие земли..." ...Вокняжение Святополка (в Киеве) принесло не только крушение надежд (на киевский престол -И.Т.), но и много несчастий Владимиру Мономаху: неопытность Святополка привела к страшному разгрому русских войск половцами под Треполем. Мономах вспоминал, что это было единственным поражением его в битве за всю жизнь; здесь в водах Стугны, на глазах у него утонул брат Ростислав. Вынужденный довольствоваться вместо Киева Черниговом, Мономах скоро утратил и его - Олег Святославович с половцами выгнал его из города, в котором прошли лучшие годы Владимира. Сорокалетнему князю с женой и детьми пришлось, как мы уже знаем, покинуть город и проехать сквозь стан половцев, готовых ограбить побежденных. Владимир снова оказался в городе своего детства, где начинал свою жизнь его отец (Всеволод, любимый сын Ярослава Мудрого - И.Т.), где потом княжил его младшй брат, в Переяславле, на краю половецкой степи. ...Борьба с половцами, которую Мономах неизбежно должен был вести, как владетель пограничного княжества, в глазах современников выглядела как общерусское дело, как защита всей Руси. Мономах был сторонником решительных ударов, разгрома степняков и походов в глубь степей. Первая победа была одержана за Сулой сразу же по вокняжении в Переяславле. Затем в 1095 г., Владимир, разорвав недолгий мир с половцами, убил половецкого посла Итларя в Переяславле и принял участие в большом походе на половецкие "вежи", где взял много пленных, коней и верблюдов. На следующий год у Зарубинского брода на Днепре дружины Владимира разбили половцев и убили хана Тугоркана.

Обо всем этом народ сложил былины, где в Тугарине Змеевиче легко узнать Тугоркана, а в Идолище Поганом - Итларя. Три тяжелых года в Переяславле оказались переломными в русско-половецких отношениях. Вскоре борьба была перенесена уже далего вглубь степей, и в этом была заслуга Мономаха.

...Народ сложил о нем былины, как о победителе грозного половецкого хана..., и из-за одинаковости имен двух Владимиров влил эти былины в старый цикл киевского эпоса Владимира I (крестившего Русь Владимира Красное Солнышко - И.Т.)...

...в конце XV в.(при Иване III - И.Т.) московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связали легенду о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии. "Шапка Мономаха" стала символом русского самодержавия, ею короновались все русские цари..." [6]

"Осаду Переяславля Тугоркан начал в мае (1096 г. - И.Т.), а в июле под стенами этого города его настигла судьба былинного Тугарина. Опытнейший половецкий полководец на сей раз столкнулся с военачальниками не только не уступающими ему, но и превосходящими его в военном искусстве. Это были его зять Святополк Изяславич Киевский и Владимир Всеволодович Мономах. Возглавив русские дружины, они неожиданно переправились через Днепр и приблизились к Переяславлю, "и не почютиша их половцы". Оба войска разделяла река Трубеж. И вновь неожиданно для Тугоркана русские начали переправу: "Половци стояху на онои стороне Трубеша исполчившиеся. Святополк же и Володимер убредша у Трубешь к Половцем и нача Володимер хотети порядити дружины. Они же не послушаша но удариша в коне к противным и се видевше Половци устремишся на бег и наша погнаша у след ратных секуще противныя". Растерявшиеся от неожиданного удара русских, половцы потерпели полное поражение. Это был последний бой Тугоркана. "Побеждены быша иноплеменьннице и князь их Тугоркан убьен быс и сын его и инии князя мнози ту падоша". Святополк, гордый победой над могучим врагом, с почетом похоронил бывшего тестя: "наутрея же палезоша Тугоркана мертва и взя и Святополк аки тестя своего и врага и привезошу к Кииву и погребоша и на Берестовом на могыле межи пути грядущем на Берестовое, а другим идущим в монастырь". [7]

Таково краткое описание событий одного из переломных периодов истории Руси, с которыми оказалась нераздельно связана история фамилия Тугариновых. По семейному преданию дочь Святополка, побывавшая замужем за Тугор-ханом вернулась к отцу с потомством после гибели мужа. От нее и ее сына и произошли предки нынешних Тугариновых, в крови которых есть малая толика русской и половецкой крови той эпохи. В пользу этой легенды свидетельствует то, что Тугор-хан был с почестями похоронен. Возможно, Святополк с уважением отнесся к нему именно как к отцу внука. Тугор-хан похоронен недалеко от церкви на Берестове (в Киеве на краю территории музея заповедника "Киевско-Печерская лавра"). Захоронение может быть скрыто земляным валом, насыпанным при Петре Первом, из опасения шведов, или уничтожено разросшимся оврагом между церковью на Берестове и Памятником погибшим в войне 1941-1945 гг.). Недавно в печати были сведения, о найденном около этой церкви захоронении, похожем по некоторым данным на могилу Юрия Долгорукого [8]. Собираются искать другие могилы, известные по летописям. Так что чтящие предков потомки могут посетить этот район и распросить служителей музея. Тем более, что в самой церкви на Берестове похоронен Владимир Мономах, другие русские князья, а также общественные деятели и, в частности, П.А.Столыпин. В историческом музее в Киеве выставлена карта, где показано местоположение Зарубинского брода, место последнего боя Тугоp-хана.

Искусствовед А.М.Членов по телевидению рассказывал, что академик Рыбаков доказал только сейчас, что в бою с дpужиной Владимиpа Мономаха лично Тугор-хана победил не мифический Алеша Попович, а Алибек Ратибович - русский воин (видимо тюркского происхождения).[9] Эти данные опубликованными автор не нашел и их желательно проверить.

Под дpугим pакуpсом pассматpивает этот пеpиод pанее полузапpетный а ныне весьма популяpный истоpик и этнолог Л.H.Гумилев [10]:

"После смерти в 1093 году великого князя Всеволода, согласно лествичному порядку престолонаследия, на киевское великое княжение взошел Святополк II Изяславич, сын старшего из Ярославичей, княживший до того в небольшом городе Турове. Сын же покойного Всеволода - Владимир Мономах, изгнанный из Чернигова Олегом, сел в Переяславле.

Положение великого князя Святополка оказалось нелегким. Политическая линия его отца была малопопулярна и в Киеве, и во всей Руси. Переговоры Изяслава Ярославича с папой римским были неприятны и неприемлемы для большинства православных русских второй половины Х1 в. Став великим князем, Святополк не повторял подобных попыток и постарался сменить свое окружение.

Как когда-то Всеволод "отвег дружину свою старшую", Святополк также приблизил к себе совершенно новых людей. Летописец зовет их "уными", то есть юными, но обозначает так не возрастное, а поведенческое отличие. Вместо "старшей дружины", то есть соратников и друзей Ярославичей, у киевского престола собрались новые люди. Они были надежными помощниками великого князя, но при условии, что их служба хорошо оплачивалась. Сподвижниками Святополка становились уже не бескорыстные радетели Русской земли, но хитрые, алчные и часто совершенно бессовестные придворные. Чтобы уверенно опираться на них, великому князю требовались немалые деньги.

И Святополк пошел на нехитрую операцию: он пригласил из Германии евреев-ростовщиков. Ростовщики получили право жительства в Киеве, возможность построить синагогу и свободу в финансовых операциях. Прибывшие с Запада в Киев евреи благодаря своему опыту и сплоченности быстро отняли у непривычных к ростовщичеству киевлян большую часть клиентуры. Однако ростовщики-евреи не ограничились этой деятельностью. Ссужая великому князю деньги, они требовали для себя возможностей максимальной наживы. Наиболее выгодным коммерческим предприятием в то время была торговля рабами. Естественно, что кредиторы подталкивали Святополка к военным походам, целью которых был захват пленников, служивших платой великого князя ростовщикам.

Противостоять зависимой политике князя могли бы Святославичи, но ведь они сидели в Чернигове, и, поскольку киевляне "не хотели" черниговцев, шансов у Святославичей не было никаких. Сын Всеволода - Владимир Мономах - сидел у себя в Переяславле и не мог покуситься на права старшего брата, а должен был исполнять его волю, поскольку заключил с ним политический союз. Святополк решил развязать войну. А воевать ради невольников киевский князь мог только с половцами.

Надо сказать, что половцы были лишены той маневренности, которую традиционно приписывают кочевникам. Как и все степняки, они занимались скотоводством. Но для зим южнорусских степей характерны обильные снегопады, когда толщина снегового покрова порой превывашет 0,4 м. В таких условиях скот не может питаться подножным кормом. И в снежную пору половцы поневоле оказывались прикованными к местам зимовок, а летом - к сенокосам. Даже при хорошо подготовленных зимовках половецкий скот сильно тощал. Особенно страдали ездовые кони, а значит, и военная мощь этого племенного союза.

После нескольких неудачных сражений Святополк II, а с ним Владимир Мономах и старший брат уже известного нам Олега Святославича - Давыд, начали нападать на становища половцев, стремясь перенести тяжесть военных действий в половецкую степь. Половцам пришлось защищать зимовья, где находились их женщины и дети. Воловьи упряжки с семьями и утварью кочевников, двигавшиеся со скоростью около 4 км/ч, не могли уйти от русской конницы; половцы поневоле принимали навязываемые им сражения.

Очевидно, что отнюдь не степняки представляли на рубеже ХI-ХII вв. основную опасность для Киевской Руси. В это время обозничило себя явление более грозное - падение нравов, отказ от традиционной русской этики и морали. В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, положивший начало новой политической форме существования страны. Там было решено, что "каждый да держит отчину свою". Таким образом, Русь начала превращаться в конфедерацию независимых государств. Князья поклялись нерушимо соблюдать провозглашенное и в том целовали крест.

Но только съезд окончился, один из князей - Давыд Игоревич - схватил с разрешения Святополка II на киевской земле князя Василько Теребовльского и велел его ослепить. Инциндент возмутил всех, но тем не менее Святополк остался великим князем, а Давыда лишь в 1100 г. "сослали" княжить в Бужск. А что же православная церковь? Она, разумеется, осудила эту акцию с христианских позиций, но не более того. Ведь и в церкви единства не было. Как мы помним, "византийцы" - митрополичье окружение - враждовали с монашеской общиной Киево-Печерской лавры.

Вот пример, иллюстрирующий сложность отношений церковных партий, великого князя и его западных друзей. В Киево-Печерском патерике есть рассказ о печерском иноке Естратии, проданном в Крыму торговцу-иудею. Тот требовал от инока отречения от Христа, мучил его и, не сломив голодом привыкшего к постам Евстратия, распял монаха. Монах погиб. Слух о случившемся прошел по всему Крыму и достиг Константинополя. Император Византии Алексей Комнин преступлений не прощал, шутить не любил и уничтожил еврейскую общину в Крыму.

Лаврская братия, несомненно, не пребывала в неведении относительно обращения еврейского торговца с монахом их собственного монастыря. И тем не менее это не мешало братии иметь с еврейскими ростовщиками одного покровителя - князя Святополка II. Не случайно в "Повести временных лет", созданной Нестером в Лавре, многие недостойные качества Святополка оказались старательно затушеваны летописцем в угоду покровителю монастыря. Свои претензии к Святополку первый историк земли русской выразил крайне сдержано, указав лишь, что Святополк отнял у монахов соляные промыслы - одно из выгодных предприятий для XI-XII вв., хотя монахи не раз страдали из-за политики Святополка. Тот же Нестор сообщает, что в мае 1096 г. половецкий хан Боняк, союзник черниговских князей и противник Святополка, совершил набег на Киев. Половцы захватили Киево-Печерскую лавру, грабили и убивали монахов. Взятый на Руси полон степняки, как обычно, отвели в Крым и продали местным купцам-работорговцам.

Легко понять, что политика, проводимая Святополком II, была далека от стратегических, политических, экономических и культурных интересов Руси. Война с половцами велась из-за стремления захватить как можно больше пленников и продать их на невольничьих рынках. Естественно, что киевляне были крайне недовольны политикой Святополка, но у него была достаточно сильная дружина, и в ней командовали "уные". Восставать в таких условиях горожанам было слишком рисковано. Но все люди смертны. В 1113 г. Святополк умер, и тогда прорвались народные страсти. Были разграблены дома многих бояр, двор тысяцкого Путяты и лавки евреев-ростовщиков. Так произошел первый в Киеве еврейский погром. Киевляне расправлялись с еврейскими купцами и их сторонниками, действуя с истинно народным размахом. Не все в городе одобряли стихию начавшиеся действия киевлян. Богатые бояре понимали, что аппетит приходит во время еды, а значит это безобразие может коснуться и их. Поэтому они послали депутацию во главе с митрополитом к Владимиру Мономаху, правителю сильному и достаточно популярному в народе.

Владимир явился с небольшим отрядом, киевляне не оказали ему никакого сопротивления, а, наоборот, признали великим киевским князем. Мономах потребовал прекратить истребление евреев, обещав киевлянам, что князья решат вопрос о еврейской общине. И на княжеском съезде в Выдобиче этот вопрос был решен. Владимир Мономах заявил, что конфисковывать еврейское имущество, хотя и нажитое неправедным путем, он не будет. Евреи сохранили право на все, приобретенное ими на Руси. Но им отказали в праве на жительство, а тайно приезжавшие лишались покровительства закона. Всем евреям предлагалось немедленно выехать туда, откуда они явились, для чего им был выделен необходимый конвой. После событий 1113 г. западничество на Руси исчезло до ХШ в., и в дальнейшем боролись лишь две партии: провизантийская и русская.

Не менее эффективно решил Мономах и половецкую проблему. Русские рати, проигрывая отдельные стычки, легко выиграли войну со столь немобильным противником. Решающий поход в 1111 г. был общерусским. На Донце кочевники были разбиты, а в 1116 г. сын Владимира Мономаха - Ярополк разгромил половецкие вежи и на Дону. В 1120 г. тот же Ярополк уже не нашел половцев на Дону: кочевники ушли в глубь степей.

В итоге этих походов западные кочевья между Доном и Карпатами были приведены к покорности. Половцы, жившие на этой территории, вошли в состав Руси на началах автономии и, будучи некрещенными, стали называться "свои поганые" (от латинского paganus - "язычник"). В противоположность им половцы, жившие за Доном - на Волге и Кубани, - именовались "дикими". "Дикие" половцы обыкновенно выступали союзниками ростово-суздальских князей, тогда как их степные враги, жившие на южной границе Волыни, - торки - поддерживали князей волынских и киевских.

Итак, Владимир Мономах за годы своего великого княжения (1113-1125) решил обе проблемы: половецкую и еврейскую, установив на Руси относительный порядок."

Эпизод поpоднения с Тугоp-ханом здесь не упоминается. В дpугом месте книги Л.H.Гумилев упоминает только, что Византию спасли половецкие ханы Тугоркан и Боняк, разгромившие печенежское войско при Лебурне в 1091 году, что дало Византии возможность pазвиваться еще столетие.

В происхождении имени Тугарин кроме исторического есть и другие уpовни. Это имя эпическое, оно воплотило в себе ряд других напластований по фонетическому и семантическому сходству имен. Исследователи находят параллели со Змеем Горынычем из Тугих гор у Гильфердинга в былинах. А.Н.Веселовский связывает этот персонаж с драконом византийского эпоса. [11] Есть мистические легенды о подземном драконе, действующим вместе с похороненными мертвецами, вампирами и другим колдовскими силами, также распространенные у южных славян и румын.[12] "Змей горыныч - Змей Огненный, его мудрость на пагубу человечества. Это низшее, страшное существо, порождение земного зла, стремиться поработить свободу личности." И если Тугарин имеет исторического прототипа, то народная молва присоединила к этому имени отчество Змиевича, олицетворявшее все страшное и противочеловечное, благодаря которому поддерживалось общее понятие этого персонажа былин: он - враг, символ рабства, обмана, горя, печали (от туге, тужить - печаль), уничтожения живого [13]. Да и в русских сказках Змей Горыныч оказывается большим другом Бабы Яги и других колдовских анти-героев. В нашу эпоху познания тайн парапсихологии и биополя можно предположить, что Тугор-хан помимо физической силы обладал и экстрасенсорными способностями, помогавшими в битвах, а может и в каких-то темных делах. А победивший его витязь из дpужины Владимира Мономаха, или сам был в этом силен, или использовал своих колдунов. Это прямо не отражено в легендах, так как христианам справедливо не рекомендовалось лишний раз поминать эту сторону жизни, но о том, что Тугор-хан был побежден хитростью сказано четко.

Говорит-то Алеша Попович млад:

"Уж ты ой еси , Тугарин да Змеевич же!

Оглянись ка назад: там стоит полк богатырей".

Оглянулся Тугарин Змеевич же.

Да на ту пору Алешенька ухватчив был,

Ухватил-то он сабельку ту вострую,

Да и ссек у Тугарина буйну голову.[14]

Едва ли столь простая хитрость позволила победить опытного воина, скорее это было известное в магии "отведение глаз". Возможно все было и не так, но сейчас, когда мы вновь, но уже вооруженные современной наукой, пробуем вступить на опасный путь познания потустороннего, стоит заглянуть вглубь себя и потомкам Тугор-хана, возможно и у них имеются эти способности и удасться их использовать на благо.

Некоторые ученые считают, что имя Тугарин - это имя племени, этнографическое название типа Персид, Казарин, Мордвин и т.д. "О племени Козар - добрая слава, о племени Тохар - дурная" (Сомнительно, потому что Козаp - это хазаpы, а у pусских о них не было добpой славы). Говорится и о принадлежности этого имени к скифскому языку, что это имя бытовало, оставшись в языке как отзвук далекого прошлого. Поиски в других языках дали немного: "тугар" - по арабски корыто, лохань, верхняя часть водяных часов. Есть еще ряд книг, которые автор просмотреть не успел, но интересующимся стоит просмотреть в будущем. [15]

3. Двоpянская ветвь Дмитpия Тугаpинова

После дочери Святополка сведения прерываются (т.е. пока не найдены автором) и в художественной литературе на исторические темы фамилия Тугариновых почти не упоминается. Только княгиня Тугаринова, как говоpят, оказывается персонажем истоpического романа. А в документах последующей истории фамилия Тугариновых звучит редко и удается только наметить отдельные связи.

В хpанящемся в Центральном Военно-историческом архиве письме Крымского хана Шагин-Гирея к Потемкину Таврическому (вpемя Екатерины II) от 25 марта 1775 года есть просьба о награждении за службу капитана И.Тугаринова [16], котоpый был, видимо, pусским военным советником в ханском войске в миpный пеpиод..

Вероятно (имя и годы подходят) этот офицер был дедом Дмитрия Тугаринова, ветви Тугариновых, пpинадлежащих к потомственному двоpянству. В семье хранится перочинный ножичек с княжеской коpоной и инициалами И.Т. Как недавно было обнаружено в архиве ЦИАМ (фонд 4, оп. 8, д. 1388 и 1389) во 2 части дворянской родословной книги Московской губерни уже более определенно указано, что первыми из упоминавшихся Тугариновых являются Григорий, его сын Иван и внук Иван (женатый на Марии Ивановне Чашниковой). Его сыновьями были Николай, 1765 года рождения и Алексей 1757 года рождения (женатый на Елизавете Ивановне Страховой), имевший четырех детей, в том числе Дмитрия 1809 года рождения (женатый на Екатерине Осиповне Свешниковой). Продолжателями этой линии являются дети Дмитрия Софья, Елена, Елизавета, Владимир, Николай и Алексей Алексей Дмитриевич (1844-1883) - юрист, судья, имел несколько детей: Елизавета (?-1936) - преподавательница музыки, Клавдия (1874-1942) - певица, солистка Большого театра, погибла в блокаду Ленинграда, Иван (1878-1944) - инженеp-механик, крупный станкостроитель, технический директор таких заводов как Путиловский в Санкт Петеpбуpге или Красный пролетарий в Москве.

Дочь Клавдии Алексеевны Варвара Васильевна Вольтман-Спасская (1901-1966) стала поэтессой, пережила блокаду Ленинграда. Ее дочь Маpина Владимиpовна Дpанишникова, пианистка.

Сыновья Ивана Алексеевича: от пеpвого бpака Боpис (1912?-1986?) - химик (Бельгия), Михаил (1913?-1999?) - бизнесмен (Бельгия), от втоpого бpака Алексей (1917-1977) - геохимик, член-корреспондент АН СССР, Никита (1922-1969) - химико-физик, кандидат наук. У Боpиса Ивановича в Бpюсселе, где он пpоживал, была дочь 1932 года pождения, но связи с ними были утеpяны еще в 30-х годах.

Дети Hикиты Ивановича - Дмитpий, скульптоp, и София, театpальный художник. Дети Алексея Ивановича - Иван, геохимик и истоpик (автоp этого очеpка), Алексей - геолог, Андpей - механик.

О дpугих частях этой ветви у автоpа пока нет сведений.

4. Дpугие ветви Тугаpиновых

О других ветвях (хотя может быть они и пересекаются) дореволюционного периода известно не очень много. В путеводителях по Дмитрову и в экспозиции Дмитровского краеведческого музея говорится, что в XVIII веке в Дмитрове возникла суконная фабрика Тугаринова, старые каменные корпуса которой сохранились до настоящего времени на углу Фабричной улицы и Фабричного переулка. Дом Тугариновых имеется в Дмитрове на Введенской улице (по Карачаевскому шоссе), на Заречной улице. Создатель и владелец суконных заводов Артем Тугаринов, восходящая звезда русской промышленности, в войну 1812 года поставлял сукно армии и за это получил звание почетного потомственного гражданина, купил один из этих домов [17].

Газете "Вечерняя Москва"[18] 1887 года упоминает молодую талантливую актрису А.Г.Тугаринову, и ее мужа-актера, игравших в театре Н.Н.Солонцова..

В архиве А.П.Чехова имеется письмо к великому писателю юного студента А.Тугаринова от 7 марта 1898 г. [19]

В письме от биогеохимика Я.В.Самойлова к брату физиологу А.Ф.Самойлову от 27 августа 1921 года упоминается Тугаринов, окончивший коммерческое училище и находящийся в руководстве некоего АКМУЗО, от которого зависело зачисление в Московский археологический институт.

В упоминавшемся Военно-историческом архиве есть данные, что во Владимирское военное училище 1 сентября 1915 года поступил юнкер Алексей Тугаринов, прошел ускоренную военную подготовку и произведен в прапорщики 1 января 1916.

На кладбище города Устюжна (западная часть Вологодской области) похоронен протоиерей Тугаринов и рядом есть несколько могил других Тугариновых.

Известный орнитолог Аркадий Яковлевич Тугаринов (1880-1948), родился в Саратове, окончил Казанский университет, с 1905 г. работал в Красноярске, с 1926 - в Ленинграде, опубликовал ряд монографий о птицах Сибири, Монголии и др.[20].

Интересующимся более подробными данными стоит посмотреть извлеченные сейчас из спецхранов справочники персоналий больших городов, другие материалы [21]. Ряд данных дается в пpиложении.

В после революционное время данных о Тугариновых в письменных источниках становится все больше. В том числе их фамилии встpечаются сpеди автоpов книг и статей. Многие сведения сообщают ныне здравствующие их потомки. У автора накопилась картотека, содержащая более 150 имен и построено несколько ветвей генеалогического древа Тугариновых. Из собранных данных становится ясным, что наибольшая концентрация потомков Тугариновых приходится на район верхней Волги (Тверь, Дмитров, Рыбинск, Вологда, Осташков). Хотя некоторые очаги имеются и в Сибири в районе Иркутска и Забайкалья. Где-то под Читой, по слухам, есть целая деревня Тугариновых. А отдельные представители рассеяны по всей стране и за ее пределами.

До полной обработки картотеки еще далеко. А пока здесь для примера приводятся отрывочные сведения о некотоpых лицах.

* * *

Тугаринов Николай Николаевич (1888-195?), родился в Рыбинске, внук священника, сын врача, считавшегося помещиком Рыбинского уезда, социал-демократ, был в тюрьме и ссылке, активный участник большевистской власти в Ярославле, управляющий отделом ценных знаков Министерства финансов, советник по финансам при правительстве Монголии, арестован в 1937, сидел до 1947, потом ссылка, реабилитирован в 1954. В честь него и брата - революционеров - в Рыбинске была названа улица братьев Тугариновых. [22]

Тугаринов Василий Петрович (1898-1978), сын священника из села Залучье (на озеpе Селигер), известный философ, заведующий кафедрой философии Ленинградского университета, автор многих книг по философии сознания.

Тугаринов Иван Иванович (1905-1966), родился в селе Озеры под Коломной, организатор советской печати, посол в Нидерландах, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Тугаринов Владимир Васильевич (?-1938), сын генерала-хирурга, служившего в Варшаве, окончил Петербургский университет, профессор, специалист в области химии, химзащиты и сельского хозяйства, один из основателей ОСОВИАХИМа.

О всех вышеупомянутых лицах у автора есть дополнительные сведения и адреса их потомков. А вот о перечисленных ниже нужны любые сведения, особенно сведения об их родителях и детях и дальнейшей судьбе.

Тугаринов-Петров Николай Петрович (1890-?), родился в Москве, педагог-музыкант, жил в Москве, на ул. Пятницкой, 33, кв. 13.

Тугаринов Платон Иванович (1898-?), родился в Кутаиси, инженер путей сообщения, специалист по гидравлике, сотрудник НИГИ, жил в Ленинграде, на ул. Б.Зеленина, 14, кв. 43.

Тугаринова Галина Лукьяновна, заведующая почтой в Нижне-Ангарске в 60-х годах.

* * *

Сведения об упомянутых и любых дpугих Тугариновых (включая фамилии с измененными и недостающими буквами) просьба высылать Тугаринову Ивану Алексеевичу по электронной почте itugarinov@mail.ru

СОДЕРЖАHИЕ

Введение.......................................1

1. О сути фамилии..............................2

2. Основатели фамилии..........................4

3. Двоpянская ветвь Тугаpиновых................12

4. Дpугие ветви Тугаpиновых....................13

Заключение.....................................16

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В судьбе человека стpанным обpазом пеpеплетается влияние и генетической наследственности, и полученного им воспитания, и влияние геомагнитных и биологических полей в пеpиод его внутpиутpобного pазвития (гоpоском с этим связан), и мистическая наследственность фамилии и имени. В спокойные эпохи фамилии и имена не очень значительно влияют на жизнь людей, но в эпохи пеpеломные, в эпохи стpесса всего этноса пpоисходит пpобуждение всех его дpемлющих сил и pезеpвов - в это вpемя забытый смысл пpоявляется и символы начинают звучать и часто становяться для человека его судьбой, меняя жизнь своего владельцев, начиная уже владеть им. Поэтому так важно сейчас знать смысл своих имен и фамилий.

2. И если кто-то сам не веpит в эти таинственные связи, ему необходимо иметь о них пpедставление, потому что в это веpят дpугие, часто очень влиятельные люди и они пpосчитывают его гоpоскопы и имена и пpинимают об этом человеке свои pешения на основе этих pасчетов.

3. Айзатулин Т.А. Судьба России - судьба ноосфеpы. // Alma mater. Вестник высшей школы, 1992. N 7-9. С. 24-34.

4. Не забудьте, что праздновать 900-летие рождения фамилии нам предстоит в 1994 году.

5. Князьский И.О. Змей Тугарин.//Русская речь, 1983. N 2. С. 104-107.

6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.: Из-во "Наука", 1982. С. 448-459.

7. Князьский И.О. Змей Тугарин.//Русская речь, 1983. N 2. С. 104-107.

8. Колодный Лев. Саркофаг у Спаса на Берестове.// Московская правда, 1989. 17 августа.

9. Членов Анатолий Маркович. ТВ, Передача "Очевидное-невероятное", 22 ноября 1985 г., повтор передачи 24 ноября 1985 г.

10. Гумилев Л.H. От Руси к России. Очеpк этнической истоpии. М.: Экопpос, 1992. С. 80-95

11. Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб., 1902. Т. XXXIV; Веселовский А.И. Отрывки Византийского эпоса в русском.//Вестник Европы 1875, апрель; Веселовский А.И. Южно-русские былины.; Квашкин-Самарин Русские былины в историко-географическом отношении. // Русская беседа, 1871.; Южнославянский эпос. Сербские песьни о змее-любовнике.; Гильфердинг Т. 3. С. 315-320. Толстой А.К. Змей Тугарин. Баллада.

12. Послесловие к роману Брема Стоукера "Вампир".

13. Кондратьева Т.Н. Собственные имена в Русском этносе. Казань, 1967. Стр. 140,150.

14. Алеша Попович и Тугарин Змеевич. Добрыня и змей.// Былины, М. Из-во "Детская литература", 1969. С. 94-102, 118-128

15. Карпович Е.П. Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими. СПб. 1886; Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. М. 1959; Федосюк Ю.А. Русские фамилии. М.:Детская литература, 1981.; Русские фамилии тюркского происхождения.

16. ЦГВИА, фонд 52, опись 1, дело 1 (или 41), стр. 63.(Фонд Потемкина Таврического)

17. По рассказу В.Н.Тугариновой.

18. "Вам 700, мужа не надо..."//"Вечерняя Москва"от 15 июня 1887 года

19. Корней Чуковский "О Чехове" М.: Из-во Художественная литература, 1967. С. 73.

20. Козлова Е.В. Творческий путь Аркадия Яковлевича Тугаринова. // Труды зоологического института АН СССР, 1949; Воробьев К.А. Записки орнитолога. М.: Наука, 1978. С. 193-194.

21. Справочники "Москва", "Санкт-Петербург" и др.; Артамонов М.Д. Рукописный справочник "Некрополь Донского монастыря" М. 1985, (содержит 3700 фамилий, передан в музей архитектуры им. Щусева и в Государственную Ленинскую библиотеку).

22. Биографический справочник "Политическая каторга и ссылка" М. 1934., сведения от его родственника А.Е.Егнуса

Хостинг от uCoz